Под литературным кафе мы будем понимать заведение, сочетающее в себе "точку общепита” (ресторан, кафе, бар) и книжный магазин. Хотя возможны и более расширенные варианты, например: книги — кафе — ночной клуб, книги — ресторан — показы мод, книги — кафе — литературно-музыкальная "тусовка”, книги — бар — синематека, книги — ресторан — художественная галерея. В общем, все зависит от фантазии и финансов. Но, разумеется, не стоит в погоне за расширением услуг сочетать несочетаемое. Например, книги и галантерею, книги и нижнее белье. Может быть и такой вариант, как в киевском ресторане "Эгоист”, где книги не продают, а дают читать всем посетителям библиотечного зала. То есть книги там стали лишь дополнительной услугой для привлечения посетителей. Причем зачастую книги эти — раритетные.
Обзор рынка
Рынок литературных кафе пока почти свободен. Нам известно о наличии в Украине всего семи таких заведений, принадлежащих трем разным фирмам: "Книжная кофейня "Бабуин”, fashion-cafe "Фруктопия”, "Русская книга” (все — г.Киев) и четыре "Буквы” (книжные супермаркеты вкупе с литературными кафе), два из которых находятся в столице, по одному — в г.Запорожье и г.Виннице.
Сказать, что они реально конкурируют между собой, нельзя. Поскольку у каждого из этих заведений своя ниша. "Буква” позиционирует себя как книжный супермаркет с большим книжным ассортиментом, при котором открыты ресторан и синема-клуб. "Бабуин” — это, скорее, интеллигентный клуб-тусовка и ресторан, где к тому же продают книги. "Фруктопия” — кафе, где можно увидеть и купить не только книги, но и коллекции дизайнеров одежды.
"Русская книга”, судя по ассортименту книг, представляет пока большей частью одно российское издательство.
Рентабельность бизнеса
По мнению тех, кто попробовал заниматься таким видом бизнеса, его нельзя назвать высокорентабельным — вряд ли можно "прыгнуть” выше 10% (вполне приличное значение рентабельности для большинства рынков. — Ред.). Но бизнес этот диверсифицированный, т.е. одно направление поддерживает и дополняет другое. Здесь все зависит от того, удастся ли обеспечить заведению хороший промоушн и сформировать круг постоянных посетителей.
Кроме того, никто не открывал бы подобные заведения, если бы это было совсем невыгодно. А новые кафе появляются.
Какие документы нужны
Ничего сверхъестественного. Обычная система регистрации. Исходя из того, что литературное кафе — это точка розничной торговли и общепита, необходимы согласование с пожарными, санэпидстанцией, получение торгового патента. Для ресторана (кафе, бара) нужны лицензии на торговлю табачными и алкогольными изделиями.
Размер инвестиций
Все зависит от размера предполагаемого предприятия, широты книжного ассортимента, "крутизны” точки общепита, площади помещения (стоимости аренды). Те заведения, о которых мы говорили выше, потребовали от $100 тыс. до $300 тыс. вложений.
Помещение
Идеальное помещение для книжного клуба выглядит примерно так: максимум два этажа без всяких архитектурных изысков — большие прямоугольные комнаты (чем больше, тем лучше), расположенные в людном месте города.
Ресторан и другие увеселительные заведения (вроде синематеки) можно расположить как в отдельных помещениях, так и в общем "читально-книжном” зале. Если есть желание открыть в заведении художественную галерею (как это сделали в центральной киевской "Букве”), соответственно, нужно озаботиться особым освещением и местом для размещения произведений искусства. Если планируется клуб для проведения вечеринок (литературных, музыкальных, к праздникам), — понадобится много мест для сидения. Нельзя забывать и о гардеробной комнате или уголке с номерными вешалками.
Дизайн помещения
Обычно в книжных клубах стиль интерьера демократичный до аскетизма — светильники из клеток для птиц или даже из старых ржавеющих посудин класса "ведро”. Мебель деревянная, из крашеной недорогой сосны, но оригинальных форм, стены обиты тканью либо раскрашены в самые неимоверные цвета. Деревянные книжные полки и стеллажи, но обычно строгих геометрических форм (для удобства расстановки книг). Несмотря на такую демократичность, все вместе создает какую-то неповторимую атмосферу уюта и притягательности (возможно, все дело в книжных полках, заставленных томиками самых разных авторов).
Персонал
Основной персонал — те, кто непосредственно общается с покупателями. То есть продавцы-консультанты, официанты и администраторы. Возможный штатный "набор” для подобного заведения выглядит так: директор книжного направления, директор ресторана, администратор торгового зала, несколько продавцов-консультантов (их количество зависит от широты книжного ассортимента), бармены, официанты, охранники, гардеробщики, кассиры, бухгалтеры, уборщицы, один техник-ремонтник.
Если вы планируете проводить вечеринки, вам наверняка понадобится специалист по аудиоаппаратуре (кстати — и сама аппаратура). Такого специалиста можно приглашать только на время подготовки и проведения вечеров. Зарплата персонала таких клубов (не считая директората) — 200-700 грн. Продавцы-консультанты получают в среднем 400-500 грн.
Система оплаты продавцов, а иногда и всего персонала, комбинированная: оклад плюс премия по итогам работы всего магазина (отдела).
Ассортимент
Ассортимент книг — чуть ли не самая важная часть этого бизнеса. К подбору изданий и авторов нужно подходить очень продуманно, "плясать” следует от потенциальных посетителей-покупателей. Если заведение рассчитано на интеллектуальную публику (от студентов до профессуры), то вряд ли следует заполнять полки дешевыми покет-буками в мягких обложках с детективными историями или дамскими романами.
Обязательно нужно следить за новинками, стараться пополнять ими полки. Возможна работа "под заказ”. Книжные новинки можно "вычислить” на библиофильских сайтах, в периодике, в газетах. "Умные” клубы ведут статистику покупок: какой автор и в каком издании наиболее продаваем. Это помогает регулировать ассортимент.
Количество книг (т.е. наименований), с которого имеет смысл начинать организацию книжного клуба, — не менее 2-3 тыс. (по словам практиков). Но все книги должны быть "супер”. Тот клуб, который делает ставку на книжную торговлю, просто обязан иметь большой ассортимент книг — от 20 тыс.экз. Здесь уже не стоит задача "точечного” отбора каждого издания, здесь можно торговать всем — от дамских романов и детективов до философских трактатов и детской литературы.
Поставщики
С поставщиками книг лучше всего заключить договоры о реализации их товара. В таком случае не придется вкладывать дополнительные деньги в товар.
Львиная доля книг, которые пользуются популярностью у читателей, — от российских издательств. Поэтому нужно выйти на прямых поставщиков их продукции. Сегодня в Украине таких не менее 130. Их координаты можно найти в интернете, в СМИ, в справочниках. Если планируется "приторговывать” и видеокассетами, то, учитывая, что этот рынок более структурирован, можно обойтись договором на реализацию с одним поставщиком, у которого широкий выбор фильмов.
Ценовая политика
Почему-то самым главным аргументом при привлечении покупателей у "книжников” служит фраза: "У нас дешевле (вариант: такие же цены), чем (как) на "Петровке” (так называется книжный рынок в Киеве. — Ред.). Но ведь понятно, что "книжникам”, в отличие от рыночных торговцев, нужно платить за аренду, зарплату персоналу, поддерживать оборудование в нормальном состоянии. Поэтому с ценами базара конкурировать сложно. Хотя кое-что можно сделать и дешевле, в зависимости от договоренности с поставщиком. Торговая наценка в книжных клубах опять же зависит от приоритетов в прибылях. Если это книги, то можно чуть-чуть поступиться ценой, зато продать больше экземпляров. Так что наценка на книги может колебаться от 40% до 100%.
Привлечение клиентов
Вечеринки и презентации издательств (как, впрочем, и самих авторов и их произведений) могут служить неплохим способом привлечения посетителей — потенциальных покупателей книг.
Есть и иные способы. В "Бабуине”, например, раз в неделю проводят заседания клуба для изучающих английский, по воскресным дням работают детские студии. К каждому празднику придумывают необычные программы для вечеринок. Приглашают современных авторов, музыкантов. Музыканты эти, естественно, не из разряда масскульта. Это либо андеграунд, либо экспериментальная, клубная музыка. Для первоначальной раскрутки такие заведения обычно не требуют больших затрат. Например, супермаркеты "Буква” в Киеве обошлись всего лишь двумя или тремя баннерами в метрополитене и собственным сайтом. "Бабуин” начинал с обычных рассылок писем по электронной почте. Уже позднее появилось спонсорство передач на радио "Континент” и др. Все книжные клубы используют свои внутренние возможности для привлечения посетителей. На столы в кафе или ресторане кладут листовки с расписанием фильмов в синематеке, новинками кухни, с приглашением на какую-то вечеринку или презентацию либо со списком новых книжных поступлений.
Режим работы
В Москве многие подобные заведения работают круглосуточно. Однако в Киеве такая практика пока себя не оправдывает — наша столица ночью замирает, и больших выгод от такого режима работы ждать не приходится. Поэтому обычно книжные клубы работают либо до последнего клиента в ресторане либо просто до определенного времени (например, до 20.00).
Что это такое
Обычно литературные кафе "пропитаны” книжной атмосферой. И все вокруг будто бы подчиняется именно книге: дизайн интерьера, меню ресторана и пр. Но несмотря на это, книги в этом бизнесе — не обязательно основной источник дохода. Все зависит от того, на что и на кого делается ставка. Если потенциальный клиент небогат, то, скорее всего, кафе не будет приносить больших доходов. Тогда основным источником поступления денег станет книжная торговля либо продажа билетов на интересные вечеринки, встречи с известными людьми, музыкантами, писателями и др.
И наоборот, если потенциальный клиент относительно респектабелен, то, естественно, можно сделать ставку именно на общепит, а книгам отвести роль "создателя атмосферы” и дополнительного источника дохода.
У организатора литературного кафе есть возможность скооперироваться с кем-нибудь, например, профессиональный продавец книг будет ведать книжным отделением, спец по ресторанному бизнесу — рестораном, кафе или баром. Можно даже "развести” это на бумаге — создать два юрлица, в этом случае одно их них будет арендовать помещение у другого.
Как составить бизнес-план кафе ?При составлении бизнес-плана кафе наиболее важным является проведение анализа местного рынка предприятий быстрого питания и определение тенденций развития данного рынка, с целью обозначить наиболее динамично развивающиеся и наиболее перспективные для инвестирования сегменты. Кроме этого, необходимо выявить факторы, определяющие уровень посещаемости кафе в предполагаемом месте его размещения. Такой анализ позволит сформировать конкурентные преимущества, дать обоснованный прогноз величины «среднего чека» и заполняемости кафе в различные временные интервалы, что, в свою очередь позволит оценить будущие доходы от эксплуатации кафе. При разработке бизнес-плана кафе определяется также перечень всего необходимого оборудования, которое потребуется в процессе эксплуатации кафе, и определяется его стоимость. Также разрабатывается организационная структура кафе, рассчитываются все текущие и капитальные расходы по проекту. Можно также кассы ресторана и кассы торговых залов сделать отдельными, с отдельной бухгалтерией, но под эгидой одного юридического лица.